Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Житель Чистопольского района собрал «Катюшу» (Фоторепортаж)

Он дает вторую жизнь военной технике

Около дома у Илгиза Гималетдинова образовался музей, состоящий из военных машин, которые он собрал вручную. На одной из них мне даже посчастливилось прокатиться в качестве пассажира.

Восстановил Илгиз Харисович легендарную артиллерийскую систему залпового огня, получившую ласковое наименование «Катюша». Знаменитую боевую технику он соб­рал буквально по частям на базе ЗИЛ-157.

Илгиз Харисович признается, что время над ним не властно. Как только появляется свободная минутка, не важно, день это или ночь, он идет в гараж. Минуя различные сложности, мастер ­трансформировал базу грузовика и создал из нее точную копию «Студебеккера», машина считалась самой надежной и распространенной в военное время.

Глядя на мощную конструкцию «Катюши», ее огромные колеса и ракеты, так захватывает дух, что невозможно представить, насколько это титанический труд – собрать такую технику! Ведь нужно было где-то достать редкие детали того времени, которые сейчас тяжело найти на прилавках сов­ременных авторынков.

– Чаще всего это оказывает­ся никому ненужный металлолом, которому я даю вторую жизнь. В работе мне очень помогает мой друг – механик Юрий Игнатьев. Когда я собирал «Катюшу», он приходил ко мне каждый день. Благодаря его советам мы часто находили решение, казалось бы, в безвыходной ситуации. Мне помогали друзья из соседней деревни. Кто-то красил, кто-то под моим руководством вкручивал болты, – рассказывает Илгиз Харисович. – Родственники в моем хобби очень поддерживают. Брат, который живет в Чистополе, постоянно со мной на связи. Если мне что-то необ­ходимо для сборки, то он в любое время готов помочь отыскать нужную деталь.

В боевой машине все продумано до мелочей. На ракетных снарядах точь-в-точь как в далеком 1941-м выведены надписи: «На Берлин», «За Москву», «За Ленинград» и другие.

– Написать великие слова на ракетах я доверил местным школьникам. Изначально они были сделаны через трафарет. Я много думал по этому поводу и пришел к выводу, что в воен­ное время все писали вручную. Поэтому пришлось переделать, – отметил Илгиз.

Боевая машина на улицы села впервые выехала на парад Победы. Глава Каргалинского сельского поселения Марат Загидуллин сказал, что отметить 74-ю годовщину Великой победы собрались каргалинцы и гос­ти села. Все хотели увидеть на ходу легендарную машину.

– Я дал слово главе нашего села соб­рать «Катюшу» в течение года. Работа была, конечно, долгая, кропотливая. Свой труд посвятил всем тем, кто воевал, тем, кто отдал свои жизни за нашу свободу. Память о наших предках будет жить в моем сердце вечно. Никто и никогда не должен забывать этих великих людей. Мы должны воспитать наших детей, внуков так, чтобы они знали, какой ценой нашим дедам досталась великая Победа, – не скрывая слез, рассказывает Илгиз Харисович.

Недавно «Катюша» возглавила колонну на церемонии захоронения останков бойца, который спустя 77 лет обрел покой на родной земле. После дебюта машина-легенда своим ходом доехала до сельского памятника павшим героям­ в Великой Отечественной вой­не, где останется на лето.

– Мы долго уговаривали Илгиза Харисовича оставить «Катюшу» у памятника, – делится с нами глава поселения Марат Ахмадуллович. – Он сначала переживал, что молодежь не оценит его старания и испортит машину. Но каргалинцы, особенно юноши и девушки, с большим уважением отнеслись к поступку Илгиза, чему мы очень рады. К нам приезжают в командировки люди со всей России. Почти никто не уехал от нас без фотографии, на которой запечатлены вместе с бое­вой машиной. Решение о том, чтобы «Катюша» стояла именно у памятника, было принято не для того, чтобы покрасоваться перед народом, а с целью патриотического воспитания юного поколения.

После экскурсии Илгиз Харисович с ветерком прокатил меня на вездеходе ГАЗ-69, который, на мой взгляд, не уступает современным автомобилям, а наоборот, превосходит. Захватываю­щую поездку невозможно сравнить ни с одним другим впечатлением. Оказавшись в салоне этой легендарной машины, можно ощутить на себе специфику автопрома более чем полувековой давности. Думаю, мне бы позавидовал любой мужчина, ведь возможность оценить такой автомобиль в действии, побывать внутри появляется не у каждого.

Наверное, нет такого места, где бы не проехал этот вездеход. Кстати, он был самым первым среди собранных Илгизом автомобилей. Если заглянуть в историю, то можно узнать, что первоначально такую марку автомобиля создали в послевоенные годы, его называли «армейский труженик».

Машина не потеряла актуальности и сегодня. Одни энтузиасты восстанавливают внедорожники до заводского состояния, а другие строят на базе ГАЗ-69 экспедиционные джипы, способные двигаться по тяжелому бездорожью.

Идея собирать военные автомобили родилась у меня в раннем детстве, реализовать которую долго не получалось из-за нехватки времени, так как усиленно занимался сельским хозяйством. Спус­тя время, я понял, что должен воплотить свою мечту в реальность, рассказывает мой собеседник.

4 года назад на парад Победы выехала моя первая машина ГАЗ-69. На этом я не останавливаюсь, на следующий год планирую на парад в честь юбилея Победы вывес­ти 5 или 7 военных машин, признается мастер. 

Гараж нашего героя не пус­тует, там находится военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67 с упрощенным открытым кузовом, который не имеет дверей. Сборка этого сурового внедорожника находится в самом разгаре. Здесь стоит запах краски, огромное количество всевозможных приспособ­лений, инструментов. Несмотря на свой безобидный вид, корпус машины на столько прочный, что во время войны мог перевозить тяжеленную пушку, которую в народе называют «сорокопятка».

Около дома «бронемастера» нельзя не заметить и военный грузовик, покоривший бездорожье, – ГАЗ-63. Привод на все колеса, односкатные шины – он заложил основу всего семейства внедорожников. Я с удовольствием побывала в салоне, который рассчитан на два места. С правой стороны панели располагался небольшой бардачок для необходимых вещей. В войну такая машина имела максимальную, приличную по тем временам скорость – 65 км в час. Только был у него один серьезный недостаток – склонность к опрокидыванию. Этому способствовали высокий центр тяжести и узкая колея колес.

Во дворе у Илгиза скотина и большой огород. Нельзя было не узнать, как он все успевает?!

– Тут все просто. Достаточно двух составляющих, которыми являются желание и терпение, – скромно ответил он.

Каждая машина Илгиза Харисовича по-своему уникальна, видно, что он вложил в них свою душу. Хочется пожелать, чтобы все задумки он воп­лотил в реальность и его автопарк пополнился новыми легендарными машинами.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Галерея

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев