Чистополь-информ

Чистопольский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

В чистопольском музее можно увидеть уникальные образцы русских народных костюмов XIX века

В Музее истории города открылась этнографическая выставка

Посмотреть, какую одежду носили русские люди, которые жили на территории Казанской губернии и ТАССР в конце XIX — первой половине ХХ веков, можно в Музее истории города.

Там открылась этнографическая выставка под названием «Русский народный костюм Казанского Поволжья».­ Презентация проекта собрала десятки посетителей.

Подробнее о выставке, деталях костюмов и их происхождении гостям мероприятия рассказала старший научный сотрудник Музея истории города Ирина Мясникова.

— Эта выставка — результат многолетней экспедиционной работы Центра русского фольклора города Казани по изучению культурного наследия русского народа на территории республики при участии многих мастеров декоративно-прикладного искусства современного Татарстана. Здесь представлены редчайшие кос­тюмы, воссозданные по музейным образцам и частным коллекциям, — рассказала посетителям выставки Ирина Валериевна.

На высоких манекенах, которые размещены вдоль окон Белого зала, во всей красе можно увидеть двадцать костюмных комплексов. Организаторы тематически поделили выставку на два раздела. Первый — дореволюционный — включает в себя экземпляры одежды Чис­топольского, Казанского, Свияж­ского, Тетюшского, Чебоксарского уездов Казанской губернии. Здесь представлены костюмные комплексы конца XIX–начала ХХ веков, которые носили мужчины, женщины и дети в разные моменты: в будни, на праздниках…

— Как видите, большинство из представленных костюмов — женские. В их основе лежит сарафанный комплекс, где встречаются сарафан-косоклинник, круглый сарафан и сарафан на кокетке. Рубаха или рукава имеют­ бесполиковый крой, что является местной особенностью. У каждого сарафана — свои специфика и особенность, состав по количеству деталей одежды и украшений. Мужской костюм, состоит в своей основе из рубахи-косоворотки туникообразного кроя, портов и тканого пояса. Детские комплексы повторяют взрослую одежду, но более просты в исполнении и отделке, — рассказала Ирина Мясникова.

В этом разделе выставки можно увидеть и верхнюю одежду указанного периода в зимнем и осенне-весеннем исполнении.

Второй раздел посвящен советскому периоду. В нем демонстрируются костюмы Бавлинского, Бугульминского. Елабужского Зеленодольского, Нижнекамского, Постречинского и Спасского районов ТАССР до середины ХХ века. Женский костюм здесь представлен в большей части парочкой, состоящей из кофты и юбки. Он пришел на смену сарафанному комплексу благодаря городской моде еще в конце XIX века. В мужском комплексе, наряду с костюмом, состоящим из рубахи-косоворотки туникообразного кроя, но с манжетами на рукавах, и портов, представлен также комплекс, включающий рубаху-косоворотку с рукавом рубашечного кроя, двухбортного пиджака и брюк.

Большинство из посетителей презентационного мероприятия — женщины. Представительницы прекрасного пола с интересом слушали, а потом и тщательно рассматривали элементы выставочных образцов, на части из которых можно увидеть украшения, платки, пояса, вышивку…

По словам Ирины Валериевны, мастера, изготовившие костюмы для выставки, наряду с фабричным текстилем, использовали домотканое полотно, набойку, коклюшечное кружево, золотное шитье — это аутентичные декоративные промыслы и приемы, которыми традиционно пользовались русские мастера в прошлом.

— Несмотря на достаточно хорошо изученный и представленный в музейных собраниях­ русский народный костюм других регионов страны, специфика традиционного русского костюма Казанского Поволжья впервые стала объектом выставочной деятельности. Главная цель проекта — показать особенность и многообразие традиционного костюма русского населения Казанского Поволжья, — подчеркнула старший научный сотрудник.

В это день в стенах музея звучали и песни. Своеобразный праздник посетителям выставки подарил Казанский ансамбль «Красная горка». За многие годы этнографических экспедиций коллективу удалось собрать уникальные песни и пляски, игры старожилов русских сел Татарстана. На вечере звучали и песни жителей Чис­топольского уезда.

Отзывы чистопольцев

Ольга Бандишоева, главный редактор газеты «Чистопольские извес­тия» («Чистай хэбэрлэре») в 2004–2016 годах:

— Большая благодарность за столь замечательную презентацию уникального выставочного проекта. Получили огромное эстетическое удовольствие от всего увиденного и услышанного. Это был вечер встречи с нашими корнями, чему, несомненно, способствовала выставка старинных русских костюмов нашего региона, народное песенное творчество в исполнении профессионалов. В этот вечер душа вернулась к нашим истокам. Это все наше близкое, родное: когда-то в детстве, юности, услышанное от наших дедушек и бабушек.

Теплой волной воспоминаний отозвались в сердце песни в исполнении участников ансамбля «Красная горка». Большое спасибо за ваш труд и дальнейших вам успехов в вашем благородном деле по возрождению и сохранению наших лучших традиций, русской культуры!

Наталья Мельникова, режиссер Чистопольско-Высельского ДК:

— Сказать, что понравилось, значит не сказать ничего! Отрада для души, тела, ушей и глаз! Очень родные костюмы, которые хочется носить в пов­седневной жизни! «Красной горке» особая благодарность. Я слушала и пела родные песни. Спасибо вам за это!

Мария Цыганова, поэт:

— Может быть придет то время, когда люди начнут делать выбор в пользу такой красивой натуральной одежды, какую носили наши родители, ближайшие предки. Песни вызывали мурашки на коже, а ноги стремились в пляс. Ждем нового праздника души!

Костюмы Чистопольского уезда

Комплекс женской одежды Чистопольского уезда, в основном, такой же, как в подавляющем большинстве сел Казанской губернии: это сарафан и рубаха. Изначально сарафан был косоклинный, А-силуэта. И этот наиболее архаичный крой сарафана до сих пор сохраняется среди старообрядцев. Во время моления они надевают сарафан наиболее раннего образца кроя. К концу XIX века появляется другой тип сарафана — круглый, его еще называют московский, на выставке представлен именно такой. Из дорогой штофной ткани с парчой, свидетельствующий о состоятельности семьи, ведь чем богаче была одета женщина, тем статуснее был ее мужчина в обществе. Под сарафан в наших краях женщины надевали рубаху-рукава с бесполиковым кроем. Ее старались шить из дорогих тканей и украшать. В костюме на нашей выставке рукава украшены коклюшечным кружевом. Особенность пошива круглого сарафана в том, что он держался на лямочке, а на спинной части, чтобы он не сползал, пришивалась интересная деталь «лягушка» или «вилка». Ее как раз можно и увидеть на образцах этой коллекции.

Мужской костюм состоял из рубахи и штанов (портов), которые завязывались. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, иногда это были дорогие нити. В те времена в мужской и женской одежде обязательными были пояса, в основном, домотканные или крученые.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев