Чистополь-информ

Чистопольский район

16+
Рус Тат
Нашей истории строки

Храм Казанской иконы Божией Матери: православная колыбель Чистополя

...

Богоугодное дело купца Калинина

Минувшие два года были юбилейными для нашего Чистопольского, посвященного Казанской иконе Божией Матери, кладбищенского храма. В 2023 году храм отметил 175 лет со дня своего основания. В 2024 году — 175 лет со дня кончины купца Ивана Ивановича Калинина, устроителя этого храма. Такие исторические даты очень важно сохранить в своей памяти, запечатлеть на скрижалях истории, любить и передавать будущим поколениям, чтобы не утратить своей самобытности.
Все эти годы храм служил и продолжает служить верой и правдой православному народу Чистополя, лишь немногим более 10 лет при нем не совершались богослужения, не исполнялись различные требы. Храм является православной колыбелью для многих чистопольцев и жителей округи. К купели крещения приносит своих чад вот уже 6-е послевоенное поколение чистопольцев. Этот же храм продолжает проводить в вечность десятки тысяч жителей нашего города.
У храма Казанской иконы Божией Матери своя светлая и скорбная, самобытная и непростая история, тесно связанная с прошлым нашего Оте­чества. Чистополь, получив статус уездного города, прирастал численностью населения, основу которого составляли крестья­не, ремесленники, воен­ные в отставке, верные царю, Отечеству, Православной Церкви. Жители города поддерживали, дорожили и приумножали русские традиции в духовной и материальной жизни.
В 1838 году в Чистополе с благословения Архиепископа Казанского Филарета (Амфитеатрова) трудами и любовью к городу братьев Димитрия и Григория Поляковых появился прекрасный, большой городской собор, посвященный Святителю Николаю. В этом году, в праздник иконы Божией Матери «Державная», исполнится 35 лет, как он был возвращен городской православной общине.
Постепенно «заселялось» и «заселялось» народом Божиим наше городское кладбище, и к середине XIX века уже остро востребованной была кладбищенская церковь.
Трудами и заботами чистопольского купца III гильдии Ивана Ивановича Калинина она строилась в городе в течение 8 лет. А в 1848 году в Чистополе появилось еще одно святое, сакральное место. На территории городского православного кладбища величественно возвысился храм. До этого времени на кладбище не было даже часовни.
Освящен он был в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Такой кладбищенский храм служил залогом будущего воскресения для каждого верующего человека, отпетого в этом храме и погребенного на его кладбище. Здесь всегда совершаются особые прошения о всех в Бозе почивших в надежде воскресения жизни вечной здесь и повсюду погребенных православных христиан. В народе церковь долго звалась Калининской, Воскресенской, а кладбищенской она зовется до сего дня.
Каждый православный человек, посещая свои дорогие могилы, всегда с радостью в первую очередь заходит в храм, чтобы помолиться за свой почивший род, поставить поминальную свечу, подать записки, а потом идти к своим захоронениям. К сожалению, пока не все осознают, как это важно, не только для усопших, но и для здравствующих людей.
Купец-ктитор Калинин был старостой этого прекрасного храма, но очень недолго. Построив его, он тем самым оставил память о себе для всех поколений чистопольцев. Погребение И. И. Калинина совершилось на городском кладбище, с северной стороны церкви. К великому прискорбию, XX век не оставил нам даже и следа от его могилы. В декабре 2024 года клир Казанско-Богородицкого храма впервые в советское и постсоветское время почтил его память в день его кончины.
С самого начала церковь была такой, какой мы ее видим и сейчас: каменная, теплая, однопрестольная, с колокольней в два яруса. В годы служения отца Сильвестра (Кулькова) к ней был пристроен притвор, который придал ей более величественный вид.
Церковь не имела прихода, она находилась в статусе приписной к городскому собору. Сразу же был утвержден и её штат. Он состоял из священника, диакона, псаломщика и 3-х сторожей: двух храмовых и одного кладбищенского. Труд их оплачивала городская казна. Имелось за Храмом 4,75 десятин, пахотной земли, которая служила для пропитания тружеников этого храма. Притч проживал в церковных домах, построенных наследниками И. И. Калинина и располагавшихся вблизи церкви.

Женская община при кладбищенском храме и открытие Успенского монастыря

В XIX веке Россия жила своей многогранной и непростой жизнью. В самом начале века ей пришлось пережить страшную войну с Наполеоном, были еще и Крымская, Турецкая воен­ные операции. Сколько же после этих военных лихолетий осталось вдов, сирот, нищих и обездоленных людей?! Русский человек во дни всех тягостных испытаний всегда обращался только к Богу, возлагая на Него всё своё упование.
Практически сразу при храме образовалась женская община, желавшая послужить Господу и народу Божию. Все мы знаем, как скорбно, хлопотно и трудно провожать своих близких в последний путь. Насельницы кладбищенской общины всегда помогали чистопольцам в эти дни. Они приходили ко гробу усопших, разделяя с ближними скорбь, читали Псалтирь у гроба, помогали с отпеванием, погребением и не оставляли своих молитв до сорокового дня.
Заложенные ими традиции были сохранены в городе и в страшное богоборческое время в ХХ веке. Они и сейчас продолжаются. Благочестивые православные чистопольцы ставят гроб почившего человека дома, приглашают ко гробу священника послужить панихиду, объе­динившись, собрав свои силы, читают у гроба Псалтирь до самого погребения или приглашают для этого специального человека, таким образом отдавая дань любви своему дорогому и близкому человеку.
В то время на базе приходских храмов образовывались небольшие общины, братства и сестричества для создания и открытия в будущем монастырей, в том числе и для миссионерской деятельности. В Поволжье это было очень востребовано. В 1850 году такая женская община при кладбищенском храме была уже известна своими благими делами.
В январе 1851 года Димит­рий Андреевич Поляков, наш чистопольский гильдейский купец, подал прошение архиепископу Казанскому Григорию (Постникову) о желании построить в городе монастырь для одиноких и бедных девиц и вдов кладбищенской общины. Такие прошения он подавал в 1852, 1853 годах, взяв на себя самую весомую и трудную часть этого вопроса — материаль­ную.
Приступая к такому великому и богоугодному делу, он совершил паломничество к Киево-Печерским угодникам, в их великую Киево-Печерскую Лавру. Наместником её в то время был Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). С великой радостью владыка Филарет благословил Дмитрия Андреевича иконой Успения Божией Матери. Так кладбищенский храм положил свои первые труды в становление чистопольского Успенского женского монастыря.
Дмитрий Андреевич спешил, предчувствуя свою близкую кончину: в 1854 году его не стало. И только через 10 лет, в 1864 году, по определению Святейшего Правительствующего Синода, император Александр II издал указ на учреждение в Чистополе нештатного 3-классного женского общежительного монастыря, открытие которого состоялось в 1879 году.
Сколько же трудов и молитв кладбищенской общины за эти 28 лет было положено, что и представить невозможно! Многие ее насельницы не дожили до этого благословенного дня, все они упокоились на городском кладбище.
В сентябре 1879 года монастырь принял своих первых насельниц, а Калининский храм продолжал нести свою роль кладбищенской церкви, где провожали в последний путь православных чистопольцев, именитых и знатных, рядовых и простолюдин. И городское кладбище приняло их тысячи и тысячи.

Труженица прихода Преподобного Сергия Радонежского Галина Кузнецова.

Продолжение следует.

Фото: пресс-служба Чистопольской епархии

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Чистополь-информ»


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев